Учебник для школьника: казнить, нельзя помиловать

Учебник для школьника: казнить, нельзя помиловать
ФОТО: dni.ru

На заседании научно-методического совета вице-президент РАН Алексей Хохлов отметил, что дополнительная экспертиза отражает не позицию РАО, а лишь мнения ее отдельных специалистов. И выступил с предложением, представляющим позицию двух академий: заключения дополнительной экспертизы по учебникам направить в издательства, но без каких-либо решений по ним.

Но это пожелание ученых научно-методический

совет не принял. А принял большинством голосов вердикт, согласно

которому более 400 учебников, получивших отрицательное заключение при

повторной экспертизе, исключить из ФПУ. Академик Хохлов голосовал

против. А первый заместитель председателя комитета по образованию

Госдумы, член РАО Олег Смолин предложил учебники, не прошедшие вторую экспертизу, направить на третью, чтобы еще раз перепроверить.

Недоверие

к качеству повторной экспертизы школьной литературы в академических и

педагогических кругах публично звучало уже не раз. В мае нынешнего года

авторы учебников написали открытое письмо президенту Владимиру Путину, в котором

усомнились в справедливости оценки и профессионализме экспертов.

"Сам

факт назначения дополнительной экспертизы, выбор экспертной

организации, порядок и цели ее проведения вызывают массу вопросов", -

подчеркнули авторы в своем письме президенту. И продолжили: "Более

глубокое знакомство с материалами дополнительной экспертизы и вовсе

обескураживает. Можно предположить, что привлеченные эксперты зачастую

просто не читали тех учебников, экспертные заключения по которым они

подписывали".

Ученые РАН тоже не остались в стороне и выступили с

заявлением, в котором подвергли критике повторную оценку учебников.

Кроме того, в своем сообщении академики обратили внимание на то, что

дополнительная экспертиза была проведена с явными нарушениями.

"Ученые

РАН считают, что экспертиза РАО проведена с нарушением нормативных

документов Минобрнауки России, а также выражают озабоченность в связи с

низким качеством экспертных заключений, представленных экспертами РАО", -

подчеркнули академики. И

предложили научно-методическому совету принять экспертные заключения

РАН, выданные по результатам научной и педагогической экспертизы

учебников в 2016 и 2017 годах.

Но, видимо, инициаторы

дополнительной экспертизы не для того ее проводили, чтобы потом опять

вернуться к оценкам РАН. Да и эксперты для переоценки учебников

могли быть подобраны с таким расчетом, чтобы так или иначе они были

зависимы от Минпросвещения и (или) департамента образования Москвы.

В

итоге из почти 300 привлеченных экспертов половину составили учителя

московских школ, которым дали статус "эксперт РАО". Остальные -

специалисты департамента образования Москвы и Российской академии

образования.

Привлечение к

экспертизе столичных учителей может быть обусловлено еще и тем, что

большинство московских школ работают по учебникам, выпущенным

издательством "Просвещение", которое сейчас занимает 72% рынка школьной

литературы.  

В

итоге получилось, что учителя и чиновники пересмотрели результаты экспертизы, проведенной учеными РАН. При всем

уважении к школьным учителям, их компетенция как экспертов по учебникам,

конечно, вряд ли дотягивает до уровня опытных академиков. В итоге был обеспечен тот результат,

которого и добивались инициаторы переоценки учебников.

При этом

некоторые решения экспертов выделялись даже на фоне общего не высокого

уровня оценки. Кроме того, заключение по целым предметам порой

принимались всего лишь… 3-5 экспертами. Например, три московских учителя

забраковали все линии учебников по обществоведению, в том числе и под

редакцией двух докторов исторических наук: председателя комитета по

образованию Госдумы Вячеслава Никонова и академика-секретаря РАН Валерия

Тишкова.

Более объективно, по мнению наблюдателей, оценивали

учебники эксперты с более высокой квалификацией, имеющие, помимо опыта

преподавания в школе, еще и ученые степени и звания.

Как

известно, Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию в

марте этого года подчеркивал: "Международные эксперты признают, что наша

начальная школа – уже одна из самых сильных в мире,, мы продолжим

активную работу по развитию нашего общего образования, причём на всех

уровнях. . . Равные образовательные возможности – мощный ресурс для

развития страны и обеспечения социальной справедливости".

Однако,

по мнению большинства специалистов, успехи в образовании были

достигнуты в том числе благодаря проверенным образовательным системам и

учебникам. Снижение же вариативности учебной литературы и сокращение

инновационных подходов при обучении школьников ведет к обратному. Кроме

того, решение, принятое научно-методическим советом о сокращении ФПУ

неминуемо отразится на переделе рынка школьной литературы. И еще больше

усилит монополизм в этой сфере издательства "Просвещение", объем учебной

продукции на рынке составляет уже около 70%.

.

учебников ран экспертизы рао экспертов эксперты учебникам образования

2018-12-14 19:36