Украинские власти отрицают, что угрожали экипажу "Белавиа" поднять в воздух боевые самолеты и принудить его к посадке. Однако расшифровка разговора командира воздушного судна с диспетчером центра "Киев-Радар" полностью подтверждает белорусскую версию событий.
Диспетчер передал экипажу указание вернуться на аэродром
вылета "Жуляны". "За невыполнение будет поднята боевая авиация
на перехват", – отмечается в расшифровке переговоров. Командир пытался
выяснить причины такого решения, однако объяснять ему ничего не стали. Сказали
только, что приказ поступил от военного руководства. В итоге экипаж принял
решение вернуться в аэропорт вылета, пишет газета "СБ. Беларусь
сегодня".
На борту самолета Boeing-737 авиакомпании
"Белавиа", выполнявшим 21 октября рейс по маршруту Киев – Минск,
находились 136 пассажиров и 6 членов экипажа. За 50 километров до входа в воздушное
пространство Белоруссии командиру поступило указание от диспетчера управления
воздушного движения районного центра "Киев" о немедленном возврате в
аэропорт вылета. После приземления украинские спецслужбы сняли с борта пассажира
– гражданина Армении Армена Мартиросяна.
Минск выразил протест Киеву в связи с действиями по
принудительному возврату самолета. Однако в СБУ заявили, что никаких угроз не
было, а на ноту белорусского МИДа украинская сторона просто не отреагировала. Авиакомпания
"Белавиа" намерена потребовать с предприятия "Украэрорух",
которому подчиняется центр "Киев-Радар", возмещения расходов,
связанных с возвратом самолета в "Жуляны".
Гражданина Армении Армена Мартиросяна, руководителя
общественной организации "Гражданский союз", в СБУ назвали "локализованной
угрозой национальной безопасности Украины". После досмотра багажа его
отпустили, пассажир улетел в Минск другим рейсом.
Специалисты отмечают, что посадка самолета с полными баками
горючего была сопряжена с огромным риском и поставила под угрозу жизнь 136
пассажиров и экипажа. В этом случае были нарушены все возможные нормы Международной организации гражданской авиации, подчеркивает авиаэксперт Владимир Попов. "Такие угрозы могут иметь место при нарушении воздушного пространства, да и только. Я знал только два случая, когда подобное поведение было оправдано. И оба были связаны с захватом воздушных судов. Здесь этого не было. Очевидно, диспетчер действовал не по своей воле, а находился под давлением СБУ, – цитируе Попова RT. Эксперт отметил, что в случае подозрения о совершении преступления кем-то из пассажиров было бы правильным сообщить об этом спецслужбам сопредельного государства — в данном случае КГБ Белоруссии.
. dni.ru2016-11-1 12:02