Общество: Зачем российской армии понадобился конвертоплан

Общество: Зачем российской армии понадобился конвертоплан
ФОТО: vz.ru

Наш ВПК попытается догнать Америку в одном из слабых своих направлений: анонсировано создание российского конвертоплана гибрида самолета и вертолета. В США такая техника летает давно, у нас в стране схожие проекты угасли вместе с СССР.

Какие возможности способна дать подобная машина российской армии?

Воздушно-десантные войска собираются обзавестись десантными конвертопланами. «ВДВ прорабатывают возможность применения конвертопланов для доставки десантников на поле боя. До конца сентября планируется получить техзадание и открыть опытно-конструкторскую работу по данной машине», сказал РИА «Новости» в понедельник источник в Министерстве обороны.

Конвертоплан это гибрид самолета и вертолета. Имея винты, он может подниматься и приземляться вертикально, а летать с самолетной скоростью. Считается, что это машина спецназа, предназначенная для операций в глубоком тылу противника.

«Если проект реализуют, то с помощью конвертоплана можно будет перебрасывать роту десантников на 200300 километров, при этом взлетно-посадочная полоса будет не нужна, сказал газете «Вечерняя Москва» военный эксперт Виктор Литовкин. С другой стороны, он очень уязвим: попадание из ПЗРК может превратить его в большую могилу. Для использования конвертоплана в десантных целях нужно будет добавлять прикрытие из штурмовиков и истребителей».

Пока у России есть только беспилотные машины такого рода. Однако о разработке по заказу Минобороны беспилотного конвертоплана заявлял ректор Казанского национального исследовательского технического университета имени Туполева Альберт Гильмутдинов, выступая в прошлом месяце на выставке «Казань АКТО 2018». По его словам, конвертоплан уже даже прошел испытания. Правда, пока еще рано говорить про переброску этим бортом подразделений ВДВ. Его масса всего лишь 6,7 кг, скорость 140 км в час, полезный вес около килограмма.

Тем временем лидером в этом виде остаются США. Здесь с 1988 года произведено порядка трех сотен пилотируемых конвертопланов Bell V-22 Osprey. Их активно используют в операциях корпуса морской пехоты и сил специального назначения. В частности, конвертопланы применялись при высадке десанта для уничтожения Усамы бен Ладена в 2011 году. Как писало в июле британское издание DefenseNews, сейчас в США идет работа над усовершенствованием Bell V-22 Osprey. Как ожидается, новые конвертопланы будут снабжены улучшенными двигателями. Они станут менее заметными.

Разработкой нового модернизированного конвертоплана занимаются корпорации Bell Helicopter и Boeing. Сумма их контракта с Пентагоном 4,2 млрд долларов. Предполагается, что дюжина обновленных Bell V-22 Osprey поступит морской пехоте в 2024 году.

В СССР разработки в этой области велись, однако в 1991 году были прерваны. Проект конвертоплана Ми-30, продвигаемый конструкторским бюро Миля, так и не был воплощен в жизнь. Зато в России с недавних пор активизировались разработки гражданских конвертопланов. Этим занимается холдинг «Вертолеты России». На выставке HeliRussia 2017 он представил экспериментальный образец беспилотника-конвертоплана, разработанного конструкторским бюро «ВР-Технологии». Этот летательный аппарат предназначен для перевозки малых грузов в труднодоступные места, при геодезических и картографических работах. Предполагается, что он будет использован на Крайнем Севере.

Военный эксперт Алексей Леонков в беседе с газетой ВЗГЛЯД отметил, что тема конвертопланов стала актуальной в связи с войной в Сирии. «В Сирии мы поняли, что не всегда вертолеты справляются со своими задачами, потому что для них есть ряд ограничений: радиус, скорость и дальность, сказал он. Вопрос, как говорили раньше, назрел. И в КБ Миля вспомнили про свой проект».

По его мнению, технические возможности для реализации проекта есть. Он напоминает, что проект Ми-30 уже практически был завершен. Он чуть было не попал в госпрограмму вооружений на 1995 год. Так что хороший задел у конструкторов есть.

Леонков считает, что новый конвертоплан будет отличаться от задуманного еще в восьмидесятых Ми-30. «Проектирование нужно вести в цифре, на это уйдет определенное время, говорит он. Нужно заново делать расчеты, найти двигатели, которые подойдут под этот конвертоплан». Эксперт не исключил, что этим новым двигателем может быть газотурбинный ТВ7-117.

«Но это вопрос проектирования, для которого должен быть концепт, сказал он. Концепт должен утвердить главный заказчик». Как считает эксперт, при оптимистическом сценарии конвертоплан поступит на вооружение нашей армии через пять лет. При пессимистическом лет через десять. В любом случае, конвертопланы в наших ВДВ появятся позже, чем на вооружение войск США поступят обновленные Bell V-22 Osprey.

Даже если российские конвертопланы по своим техническим характеристикам будут отставать от американских аналогов, самого факта их появления достаточно, чтобы возможности российского спецназа действовать в отдаленных районах выросли. Многое зависит от того, как изменится российский флот, сколько и каких в его составе будет авианесущих и универсальных десантных кораблей. Как отмечает Леонков:

«Ведь если в арсенале такого корабля появится конвертоплан, то его боевые возможности расширятся именно по вопросам десантирования и огневой поддержки».

Стоит заметить: в прошлом году замглавкома ВМФ Виктор Бурсук пообещал, что к 2025 году флот получит два универсальных десантных корабля. Кроме того, к тому же сроку должен быть заложен авианесущий крейсер это предусмотрено госпрограммой вооружений 20182025 годов.

Теги:

боевая авиация, армия России, ВВС, армия и вооружение

.

конвертоплан конвертоплана bell сша конвертопланы osprey v-22 россии

2018-9-4 13:50