Общество: Старообрядцы адаптировались к новому мировому порядку

Общество: Старообрядцы адаптировались к новому мировому порядку
ФОТО: vz.ru

Зажиточные и успешные русские за границей - именно так можно охарактеризовать расселившихся по всему миру старообрядцев. За века вынужденной эмиграции они сумели сохранить христианскую веру, русский язык и традиции.

При этом они не затворники, которые прячутся от цивилизации. Наоборот: русские старообрядцы используют и в жизни, и в работе самые последние технологии.

В России сейчас живут около 400 тысяч последователей «древлего православия», из них 25% в крупных городах. Такие данные следуют из вышедшего в 2012 году Атласа религий России. Еще около ста тысяч остались в странах ближнего зарубежья. Не надо забывать и об общинах приверженцев старой русской веры, разбросанных по всему миру: от дельты Дуная, где издавна живут липоване до американского континента. Поселения староверов существуют на пространстве от Аляски (где сохранились поселки с названиями Вознесенка, Березовка и Николаевск) до Боливии.

В определенном смысле, приверженцев старого обряда можно назвать идеальными русскими. Живя за пределами России иногда целыми столетиями (липоване с конца XVII века и по сей день в Румынии, казаки-некрасовцы 250 лет в Османской империи), они, возможно, законсервировали русскую традицию, но не ассимилировались. «Общины старообрядцев разных согласий, большие и малые, есть в Европе, Азии, Америке, Австралии, Африке. Все они соотносят себя с исторической Родиной - Россией. Всеми силами сохраняют родной язык, вероисповедные, хозяйственные и бытовые традиции», отмечает сайт Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ).

В среду под эгидой Института Европы РАН и исторического факультета МГУ прошла онлайн- конференция, одной из целей которой было обсуждение взаимоотношения современного старообрядчества с новым глобальным миропорядком. Встреча знатоков «древнего благочестия» в сверхсовременном формате была приурочена к 400-летию протопопа Аввакума человека, бросившего вызов миропорядку XVII века.

Господствующая церковь считала и считает Аввакума Петрова одним из «расколоучителей», виновников смуты в русском православии, в то время как приверженцы старой веры почитают как священномученика и исповедника.

В любом случае, этот религиозный бунтарь далекого прошлого, призывавший «умереть за единую букву» писания, оказал серьезное влияние на мировоззрение староверов, которые сохраняют веру, традиции и во многом быт вне зависимости от исторической эпохи, окружения и страны проживания.

«Благодаря своей духовной силе, своей харизме, несокрушимости духа Аввакум вдохновил все поколения будущих старообрядцев», подчеркнул, выступая на конференции кандидат, философских наук Роман Аторин, глава информационно-издательского отдела РПСЦ.

Как отмечают историки и религиоведы, Аввакум примечателен тем, что отстаивал букву и дух древнего православия, используя новейшие на тот момент «средства коммуникации». Как признают филологи, «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» стало первой на Руси автобиографией, и одним из первых произведений русской литературы на языке, близком к народному. То же использование новых форм при строгом соблюдении дораскольных канонов свойственно многим современным старообрядцам, полагают исследователи.

Поэтому старообрядцам удается адаптироваться к новому миропорядку,

отметили эксперты. «Древлеправославные из Румынии с выгодой для себя используют то, что для румын они прежде всего русские. Они могут быть как быть профессорами университета, так и работать переводчиками в местном представительстве «Лукойла», отметил историк Александр Пригарин.

В Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, куда после Гражданской войны эмигрировали многие сибирские староверы, процесс адаптации зашел даже слишком далеко, рассказал историк-славист из Японии Цутому Цукада. «Другие живущие в Китае русские называют их старообрядцами или кержаками, но по вере они типичные протестанты-пятидесятники. При этом они активно поддерживают Компартию Китая и плохо входят в контакт с другими русскоязычными группами Китая», отметил Цукада. Но пример синьцзянских «кержаков» скорее исключение, чем правило.

«Хотя в зарубежные социумы староверы интегрируются как правило органично, становясь частью государства, где они проживают но это не означает растворения старовера в так называемой светской жизни.

Он будет сторониться так называемых светских удовольствий, посвящая жизнь молитве и тяжелому труду», отметила доцент Института этнологии и фольклористики Болгарской академии наук Екатерина Анастасова.

При этом, в отличие, например от протестантских консерваторов амишей или меннонитов (которые отрицают все проявления «сатанинской» современной цивилизации), православные консерваторы старообрядцы используют новейшие технические достижения. «По меркам Бразилии, староверы весьма обеспеченные люди. Их дети учатся в государственных школах, умеют пользоваться компьютером, свободно говорят на португальском. Староверы не особо желают общаться с миром, но охотно закупают технику - как сельскохозяйственную, так и бытовую. Во многих семьях есть автомобили», описывал портал «Кириллица» жизнь русских староверов в Бразилии. А судя по репортажу «Ленты. ру», еще более разителен контраст между зажиточными староверами и местными жителями в Боливии не самой богатой стране Южной Америки.

Как отмечают эксперты, староверы активно используют не только передовую сельхозтехнику, но и цифровые технологии. «Сегодня, стремясь сберечь свою веру в период «хайтека», староверы все более активно уходят в Интернет. В Сети древлеправославные распространяют информацию духовно-просветительского характера, а также просвещают насчет старой веры всех желающих», рассказала Ольга Шиманская, старший научный сотрудник Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.

Но сохранение сложившихся за века традиций зачастую становится непростой задачей. Так это, в частности, происходит с 30-тысячной Гребенщиковской общиной в Латвии. Этот центр безпоповского направления (не имеющего священников) основал в конце позапрошлого века саратовский купец-старовер Алексей Гребенщиков. К слову, известный рок-музыкант БГ Борис Гребенщиков считает себя дальним потомком этого купца. «Большая проблема сейчас исчезновение деревенского старообрядческого населения Латвии, посетовал депутат латвийского Сейма Владимир Никонов, председатель староверческой общины города Резекне. Сельские общины, основа старообрядчества Латвии, сейчас реально умирают. В Латвии фактически исчезли традиционные старообрядческие ремесла. Прекратила работу литейная мастерская в Риге - нет желающих заниматься этим промыслом».

Прибалтийские старообрядцы хотели бы, чтобы на их нужды обращали бы большее внимание профильные российские ведомства МИД и Россотрудничество, отметил Павел Варунин, глава Союза старообрядческих общин Эстонии. Но справедливости ради российскую власть сложно упрекнуть в отсутствии интереса к судьбе живущих за рубежом староверов.

В ноябре прошлого года, на встрече с Владимиром Путиным глава РПСЦ митрополит Корнилий поблагодарил главу государства за то, что тот инициировал процесс переселения старообрядцев на историческую родину. «Сейчас уже переселено 130 старообрядческих семей за эти два-три года», рассказал тогда владыка Корнилий. Ранее Путин предоставил российское гражданство нескольким главам старообрядческих общин из США, Бразилии, Боливии и Уругвая.

Газета ВЗГЛЯД подробно писала о том, как живущие в Америке староверы возвращаются родину. У тех, кто переехал на Дальний Восток по программе возвращения, за прошедшие годы родилось 30 детей, создано десять семей, сообщил в сентябре ТАСС руководитель Консультационный центр по вопросам миграции и межэтнических отношений Приморья Сергей Пушкарев. В 2020 году программа переселения подразумевала репатриацию в Россию еще 150 семей из Латинской Америки, но планы смешала эпидемия коронавируса.

Зато в этом году государство почтило память гонимого и казненного протопопа Аввакума. В июне в честь одного из вождей старообрядчества была названа одна из улиц Казани на берегу Волги. До 1937 года там располагались старообрядческий Прилуцкий молитвенный дом и кладбище, где хоронили казанских староверов. В октябре в Боровске калужский губернатор Владислав Шапша и митрополит Корнилий открыли памятник Аввакуму.

Еще в 2013-м монумент появился на родине священника в нижегородском селе Григорово. А в прошлом году большой старообрядческий крест установили на месте исчезнувшего города Пустозерска, в нынешнем Ненецком АО. Здесь в 1682 году опальный протопоп и его сподвижники были сожжены в срубе.

«Староверу главное, чтобы государство, где он живет, уважало заповеданную Аввакумом православную традицию», выступая на конференции Института Европы РАН, отметила болгарский этнограф и фольклорист Екатерина Анастасова. «Протопоп Аввакум не был богословом и не создал особой теологической системы. Он писал: «Я не богослов, что на ум попало, то и говорю». При этом Аввакум величайшая фигура в истории русской христианской духовности», подчеркнул глава информационно-издательского отдела РПСЦ Роман Аторин.

По мнению участников конференции, именно Аввакуму староверы во многом обязаны идеей преобразования окружающего мира под евангельский идеал. Как отметили религиоведы и этнографы, многие старообрядцы не читали «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» но с детства воспитаны в жестком следовании религиозным нормам (начиная с привычки вставать в 5-6 утра, чтобы идти на литургию), к которому призывал Аввакум Петров.

Теги:

религия

,

история

,

церковь

,

РПЦ

,

старообрядчество

.

староверы аввакум века старообрядцы староверов аввакума используют протопопа

2020-10-30 16:55