Общество: Сколько детей мигрантов должно учиться в российских школах

Общество: Сколько детей мигрантов должно учиться в российских школах
ФОТО: vz.ru

В России учатся десятки тысяч детей из семей мигрантов. Многие из них плохо говорят по-русски, из-за чего родители других школьников бьют тревогу гости поневоле тянут назад весь класс. На проблему обратили внимание даже в Кремле: Путин призвал регулировать число ребят-иностранцев в каждом классе так, чтобы те быстрее осваивались в наших реалиях.

Но какой должна быть такая квота?

Число детей мигрантов в школах России должно быть таким, чтобы позволять адаптировать этих учеников к российской среде и избежать перекосов, которые случаются в школах Европы и США с учениками из других стран. Об этом заявил Владимир Путин, выступая во вторник на заседании Совета по межнациональным отношениям.

«В некоторых европейских странах, да и в Штатах, когда уровень детей мигрантов в школе достигает определенного процента, местные жители своих детей из этих школ забирают. . . Там образуются школы, которые фактически на 100% укомплектованы детьми мигрантов», цитирует президента РИА «Новости».

Глава государства указал на необходимость внимательно следить за ситуацией в данной сфере в городах-миллионниках, отдельных национальных республиках. «Это одна из проблем, которая требует практического взгляда на существующий вопрос», подчеркнул Путин.

Выступившая после президента глава профильного комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова предложила создать единую базу данных для учета детей мигрантов, «чтобы мы четко видели, сколько в Россию въехало детей, сколько осталось, чем они заняты, какие необходимы меры социальной заботы государства». Сенатор также призвала установить ответственность для родителей за несвоевременное информирование о пребывании их детей на территории страны.

По оценке Минпросвещения, 140 тыс. детей мигрантов учатся сегодня в российских школах, отметила сенатор. При этом Гумерова добавила, что в различных ведомствах эти данные иногда отличаются. Она также призвала определить ведомство, которое отвечало бы за координацию работы с детьми трудовых мигрантов.

«Речь не идет о создании новой структуры, а о наделении необходимым функционалом одного из существующих ведомств», указала Гумерова. По ее словам, в Совете Федерации предлагают ввести комплексную оценку потребностей детей мигрантов, чтобы можно было оценить их уровень владения русским языком, общей подготовки, их социальный портрет, добавила Гумерова.

«По итогам нашей сегодняшней работы в перечне поручений будет отмечена необходимость принять дополнительные меры по адаптации детей иностранных граждан, находящихся в России», сообщил президент, закрывая заседание Совета по межнациональным отношениям.

Технически учет и контроль количества детей в семьях мигрантов не составляет проблемы, полагает Юлия Зимова, зампред комиссии Общественной палаты России по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей.

«У нас есть база с данными самих мигрантов, при пересечении границы есть возможность отследить, кто въехал в Россию с детьми. Если ребенок в семье иностранцев появился на свет на территории России, это также фиксируется ведь крайне редко рождение происходит не в роддомах. Третий элемент учета, помимо пограничного контроля и родильных домов это, собственно, учет при поступлении в детский сад или школу», сказала Зимова газете ВЗГЛЯД. В общем и в целом, подчеркнула собеседница, есть вполне реальная возможность создать сводную базу по детям мигрантов, как это предлагает сенатор Гумерова.

«Правда, надо учесть, что нередко дети в таких семьях не ходят ни в школу, ни в садик, поскольку находятся при родителях, по месту их работы. Сами трудовые мигранты зачастую никак не оформляют свою работу в России. Например, человек приезжает, работает в «серой зоне» и через год возвращается на родину, отметила Зимова. Основная проблема с детьми трех-четырех лет. Если это ребенок школьного возраста, то он все-таки, как правило, попадает в школу».

Что касается определения доли иностранных и инокультурных детей в школьном классе, то, как полагает Зимова, можно привести приблизительную аналогию с другими особыми детскими коллективами.

Собеседница подчеркнула: «Если судить по инклюзивным проектам например, по детским лагерям, куда приглашают в том числе ребят с особенностями развития, то можно сказать: для полноценной адаптации,

для включения в коллектив доля «особых» детей может быть около 1520%».

«Самое важное, чтобы педагоги могли вести программу, чтобы ребята могли усваивать материал. Не всегда учителя готовы включаться в сложные ситуации, будь то девиантное поведение учеников, отставание по школьной программе», добавила член Общественной палаты.

«Я считаю, что обязательно надо оказывать педагогическую поддержку детям, для которых русский язык не родной, нужно дополнительно с ними заниматься», поделился мнением директор московского центра образования «Царицыно» 548, народный учитель России Ефим Рачевский. Он полагает, что руководству школ необходимо учитывать этническую ситуацию в каждом конкретном районе. «Даже если мы возьмем Москву, мы знаем, что есть районы, где количество семей мигрантов больше, где-то меньше. Поэтому уже при комплектовании групп и классов здесь должны рационально и по-умному сработать руководители школ», заметил Рачевский.

В целом, по мнению педагога, культурная среда это в первую очередь язык, обычаи, система коммуникации, поэтому

логично соблюсти такую пропорцию, чтобы доминирующей была доля детей, для которых русский язык родной.

Но, полагает Рачевский, речь должна идти не о комплектовании в соответствии с некими едиными, раз и навсегда установленными квотами, а о более тонком и нюансированном подходе. «Допустим, класс в школе 25 человек. Если из них одна пятая часть будет детьми мигрантов то это будет нормально. Все равно языковая среда для них по крайней мере на уроках будет русскоязычной, полагает Рачевский. Особенно если эти пятеро будут еще мигрантами из разных стран: допустим, двое детей из Киргизии, двое из Узбекистана и один, к примеру, из Молдавии. Они по определению будут говорить по-русски».

Напротив, публицист и историк Егор Холмогоров полагает, что необходимо заранее установленное квотирование в школах и отдельных классах для детей мигрантов. «Таковых должно быть не более 10%, иначе начнется распад языковой и культурной среды учеников», считает Холмогоров. Он пояснил, что, по его мнению, «если таких школьников хотя бы треть класса, они держатся вместе и при этом безапелляционно, то остальные поневоле начинают перенимать чужие для нас модели поведения».

По мнению собеседника, к детям мигрантов нужен особый педагогический подход но не инклюзивный, а скорее подтягивающий к среднему уровню. «Необходимо установить ранжирование учащихся по уровню знания русского языка, сформировав коррекционные классы для ребят, плохо говорящих и пишущих по-русски, поделился мнением Холмогоров. Как отец четверых детей я могу утверждать, что сегодня процесс школьного обучения равняется по слабейшим. А это значит, что остальные просто топчутся на месте и тратят время зря так быть не должно».

Квота на число детей мигрантов в школе, чтобы эти дети могли проникаться русской культурой и русским языком вещь трудноопределимая, в свою очередь заметил лидер московской общественной организации азербайджанцев «Ахли Бейт» Низами Балогланов.

«Определять квоты, тем более ставить детей из других республик бывшего СССР на особый учет, я считаю, не нужно, подчеркнул Балогланов. Не надо делить детей на проценты. Я уроженец Азербайджана, а мои дети учились в московской школе, у них появились там русские друзья. В Азербайджане русский язык второй родной для многих азербайджанцев. Любой воспитанный азербайджанец считает Россию вторым домом, уважает русских. Как ребенок ведет себя в обществе детей другой национальности, зависит от самого ребенка и общества, куда он попал».

«Для того, чтобы сын или дочь мигранта полюбили Россию и русский язык, надо, чтобы в школах, прежде всего, была дружба между детьми разных национальностей», уверен Балогланов.

Теги:

мигранты

,

Владимир Путин

,

образование

,

школа

,

средняя школа

,

среднее образование

,

трудовая миграция

.

детей мигрантов россии детьми школах полагает язык гумерова

2021-3-31 22:45

детей мигрантов → Результатов: 6 / детей мигрантов - фото


Общество: Эксперты оценили идею тестирования русского языка у детей мигрантов при приеме в детсад и школу

В России предложили ввести тестирование детей мигрантов на владение русским языком перед поступлением в детские сады и школы. По мнению уполномоченного по правам ребенка, незнание языка негативно сказывается на обучающихся. vz.ru »

2023-11-03 13:30

Фото: vz.ru

Общество: Школы помогут детям мигрантов освоиться в России

В России учатся десятки тысяч детей из семей мигрантов. Многие из них плохо говорят по-русски, из-за чего родители других школьников бьют тревогу гости поневоле тянут назад весь класс. На проблему обратили внимание даже в Кремле: Путин призвал регулировать число ребят-иностранцев в каждом классе так, чтобы те быстрее осваивались в наших реалиях. vz.ru »

2021-03-30 22:45

Фото: dni.ru

Детей мигрантов обучат по спецпрограмме

Детей мигрантов и переселенцев научат русскому языку по специальной программе. Для них уже подготовлены особые версии учебников и пособий. Подготовили учебные пособия педагоги. Отличительной особенностью образовательных книг станет то, что они созданы специально для иностранцев и преподавания русского языка как иностранного. dni.ru »

2014-08-26 15:18

Фото: vz.ru

Общество: Депутат Госдумы рассказал, за чей счет лечить приезжих

Большое количество граждан окружающих нас стран совершенно сознательно едут сюда пользоваться благами, которые дает им наше государство в социальной сфере, - рассказал газете ВЗГЛЯД первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей, член Центрального штаба ОНФ Михаил Старшинов. vz.ru »

2014-04-24 14:18