Общество: Иностранный рейтинг искажает мощь российской боевой авиации

Общество: Иностранный рейтинг искажает мощь российской боевой авиации
ФОТО: vz.ru

Численность военно-воздушных сил России находится на втором месте в мире после США, утверждает авторитетный международный справочник. Однако он умалчивает целый ряд важнейших подробностей, без анализа которых нельзя оценить достоверно боевые возможности любых ВВС.

Могут ли российские военные летчики на равных противостоять своим вероятным противникам?

Британский авиационный журнал Flight International выпустил очередной справочник World Airforces 2021 со сравнениями численности боевого состава ВВС разных стран мира. Это простое перечисление авиапарков. Но реальный интерес представляет то, насколько списочная численность авиапарка соответствует реальной боевой эффективности ВВС той или иной страны.

На первый взгляд, для России все выглядит более чем достойно: по числу самолетов в военной авиации в целом мы занимаем твердое второе место после США, по числу самолетов истребительной авиации тоже. Всего иностранные эксперты насчитали в составе Вооруженных сил России 4143 летательных аппарата, самолета и вертолета.

Нюансы начинаются, если копнуть поглубже. Опустим вопрос, сколько у России имеется подготовленных летчиков и экипажей и какой именно квалификации. Забудем, что значительная часть военных самолетов находится на хранении, то есть не летает и с высокой вероятностью больше никогда не взлетит. Не станем рассматривать, сколько полков и эскадрилий ВКС России реально являются боеготовыми, сколько машин в них исправными, сколько в них летчиков-снайперов и летчиков первого класса тем более что это секретная информация.

Попробуем по открытым данным оценить лишь самые очевидные вещи: что имеется в распоряжении российских Вооруженных сил, чтобы все эти самолеты успешно применять по прямому назначению. То есть для нанесения ущерба противнику.

Целеуказание и дальнобойные ракеты

Чтобы поразить цель, ее сначала надо увидеть. В распоряжении ВКС России, согласно списочному составу, имеется только девять самолетов дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50 и А-50У, из которых модернизированных А-50У только пять. Для сравнения: у Японии их 17, с США или силами НАТО в Европе лучше не сравнивать. Новый А-100 «Премьер» создается очень тяжело и, судя по всему, будет иметь длительное время производства.

В таких условиях критически важными становятся, во-первых, наличие на борту российских истребителей мощных бортовых радиолокационных станций (РЛС), а во-вторых, возможность поражать иностранные самолеты ДРЛО с большой дальности у нас нет, пусть и у вас не будет. Увы, в ВВС России только два типа самолета, РЛС которых имеют достаточные параметры по дальности обнаружения целей МиГ-31 и Су-35. Все остальные существенно отстают в этом от того, что есть у наших вероятных противников.

Фактически без скидок современным самолетом по параметрам бортового радиоэлектронного оборудования в России является только Су-35. В ближайшем будущем к нему добавится Су-57, превосходящий по своей электронике все самолеты в мире (кроме американских F-22 и F-35, но превосходящий их по некоторым другим параметрам). Но в настоящем у нас в строю, по открытым данным, менее сотни полноценных истребителей, соответствующих мировому уровню. Это означает, что воздушную войну против современного противника (уровня Израиля или Японии) с нашей техникой пока «не вытянуть». Осторожная политика России по отношению к некоторым странам, наша сдержанность в ответ на провокации обусловлена в какой-то мере именно этим. Мы просто слабее, чем многие наши «партнеры». Даже те, которые обывателю не кажутся особенно сильными в военном отношении.

Второй важный момент собственно поражение целей. Причем для нашей истребительной авиации в острой форме будет стоять задача поражения вражеских самолетов ДРЛО с большой дальности. Длительное время планировалось, что «убийцей ДРЛО» у нас будет управляемая ракета сверхбольшой дальности КС-172. Эта ракета была полностью испытана, подтвердила свои характеристики, и ее оставалось только запускать в производство, но, как заявлялось, «по организационным причинам» программа была закрыта.

Тем не менее вопрос со сверхдальней ракетой не заглох полностью. В настоящее время в ВВС поставлены новые ракеты Р-37, уже опробованные на МиГ-31. Кроме того, в начале октября 2020 года был успешно выполнен пуск Р-37М и с другого истребителя Су-35. Теперь нужны массовые закупки и массовые же учебные пуски этой ракеты. Чтобы Р-37 реально стала оружием, ее нужно применять, анализируя каждый нештатный пуск, и это должно делаться в больших масштабах. Хочется пожелать, чтобы это случилось и как можно быстрее.

Дозаправка в воздухе

По числу имеющихся в строю самолетов-заправщиков Россия занимает четвертое место в мире после США, Франции и Саудовской Аравии. Эти самолеты давно стали жизненно необходимыми для обеспечения действий боевых самолетов на сколько-нибудь приличную дальность. Дозаправка нужна перехватчикам, защищающим наше воздушное пространство; истребителям, сопровождающим ударные самолеты на большой радиус действия; самим ударным самолетам; противолодочным Ту-142М; самолетам ДРЛО А-50 и А-100. . . И все это в случае войны одновременно, во-первых, и в условиях боевых потерь, во-вторых.

Опытно-конструкторская работа по созданию нового самолета-заправщика на базе известного Ил-78М стартовала в 2015 году, почти сразу после того, как о возобновлении серийного производства базового самолета Ил-76 стало можно говорить, как о свершившемся факте. Тогда же стало известно о начале работ по самолету-заправщику на базе Ил-96-400Т.

Увы, но состояние нашего авиапрома не позволило решить вопрос быстро первый опытный заправщик Ил-78М-90А полетел только в 2018 году.

Пока можно лишь говорить о том, что серия таких самолетов теперь для нас возможна. Ил-96-400ТЗ пока буксует ни один самолет еще не готов. Эти самолеты, способные отдавать намного больше топлива на значительно больших дальностях, нежели Ил-78М, тоже очень нужны, ведь у России десятки стратегических бомбардировщиков Ту-95 и Ту-160. Иначе говоря, дозаправка одно из самых уязвимых мест ВКС России. К счастью, над проблемой работают, но на пути ее быстрого решения есть масса объективных трудностей.

Незаметные уязвимости

Многие помнят стихотворение из детства: не было гвоздя подкова пропала, не было подковы лошадь захромала, лошадь захромала командир убит, конница разбита армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя». Это в какой-то мере относится и к ВВС России. У нас есть, условно говоря, и конница, и командиры, нет только некоторых очень важных «гвоздей».

Так, у тех же истребителей в ВКС России нет так называемых буксируемых ложных целей выпущенных на тросе малогабаритных излучателей, на которые в бою отводятся управляемые ракеты с радиолокационным наведением. Такие системы снижают уязвимость защищаемых ими самолетов в разы.

Если по встроенным средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) мы как минимум не уступаем западным странам, то по остальным большой вопрос. Наши инфракрасные ловушки хорошо показали себя в Сирии, где сирийским пилотам с их помощью удавалось уклоняться от новейших американских ракет «Сайдуиндер». Но потом американцы пускали в ход AIM-120 с радиолокационным наведением, и вопрос отведения этих ракет стоит остро встроенные комплексы есть не у всех самолетов, и не факт, что отведут ракету в сторону от самолета. Буксируемая ловушка, способная оттянуть ракету на себя, очень была бы не лишней. Пока нет на самолетах ВКС России и серийных контейнерных прицельных станций, превращающих любой самолет в носитель высокоточного оружия.

Возникают вопросы и по наличию высокоточного ударного вооружения для работы по «земле».

Имея серьезный потенциал на этом поле, по запасам такого оружия Россия уступает (и очень сильно) даже Турции, не говоря уже о таких странах, как Израиль или Франция. С США, опять же, можно даже не пытаться сравнивать. И это при том, что мы можем производить такое оружие, и образцы, готовые к массовому производству, у нас есть.

Словом, российской боевой авиации требуется ревизия таких «мелочей». Иногда их наличие или отсутствие означает разницу между жизнью и смертью.

Запасной вариант

Иногда приходится вместо полноценной боевой техники применять разные «эрзацы». Это не то чтобы хорошо, но что если выбора нет? Например, в соответствующих кругах некоторое время назад циркулировала идея о переоборудовании некоторой части стоящих на хранении Ту-214 во вспомогательные самолеты военного назначения.

Например, есть техническая возможность разместить на таком самолете, на бортах, не меняя конструкцию фюзеляжа, антенных полотен, конструктивно аналогичных РЛС Н035 «Ирбис» с истребителя Су-35, но с большим размером антенны. Такой самолет с соответствующим оборудованием на борту мог бы выполнять некоторые задачи ДРЛО.

Он уступал бы А-50У, но мог бы прикрыть второстепенные направления. При всех ограничениях возможности ВС РФ они бы расширили например, по наведению такого самолета зенитные системы С-400 могли бы поражать маловысотные цели на всю дальность своих ракет, а не внутри своего радиогоризонта. Весьма полезными такие самолеты были бы для морской разведки. Такие решения, при всей их половинчатости, во-первых, полезны, во-вторых, действительно повышают наш военный потенциал, а в-третьих, при правильном подходе недорого стоят.

Словом, списочный состав самолетов ВКС России это не более чем списочный состав. Он не отражает реальных боевых возможностей авиации. Количество самолетов значит само по себе очень мало, если их летчики не видят цель и не имеют современного оружия и средств обороны в бою. Да и далеко не все летчики блестяще подготовлены к боевым действиям. В современной войне именно авиация имеет решающее значение, не сухопутные войска, не танки и не пехота.

По счастью, часть этих проблем Минобороны видит и решает. Понимая, что критически важным для действий всех прочих видов Вооруженных сил является достижение господства в воздухе. Уязвимости именно в этой сфере могут иметь запредельно высокую цену, и для их устранения должны быть приложены максимальные усилия. Только тогда списочная численность самолетов и составленные на ее основе рейтинги начнут что-то значить.

Теги:

боевая авиация

,

авиация

,

ВВС

.

россии самолетов самолеты ввс дрло авиации вкс самолета

2020-12-14 09:00

россии самолетов → Результатов: 23 / россии самолетов - фото


Фото: dni.ru

На Украине арестовали 65 самолетов из России

Украинский суд вынес постановление об аресте 65 российских пассажирских самолетов, передает Life. ru. Причиной такого решения стало их полеты в Крым. Киев по-прежнему отказывается примиряться с реальностью и в официальной риторике называет российский полуостров своей территорией. dni.ru »

2020-09-09 18:04

Фото: vz.ru

Общество: Из устаревшего Ил-76 сделали самолет нового поколения

ВВС России получили таки первый серийный Ил-76МД-90А машину нового поколения, которую очень давно ждали. И хотя самолет приходит в войска со значительным опозданием, он должен в полной мере оправдать все возложенные на него надежды. vz.ru »

2019-04-03 16:30

Фото: vz.ru

Общество: Радоваться первому контракту на Су-57 рано

Первый столь долгожданный контракт на поставку Минобороны истребителей пятого поколения Су-57 заключен. Первую партию серийных самолетов Минобороны ожидает получить уже в следующем году. Оснащение новейшей боевой машиной российских ВВС выводит Россию в высшую мировую лигу. vz.ru »

2018-06-30 16:30

Фото: dni.ru

Названа неожиданная причина крушений самолетов в России

Авиакатастрофы, которые произошли в последнее время в России, рассказал журналист Алек Лун в своей статье для издания The Atlantic, вызваны резким числом пассажирских перевозок в стране. Отрасль, по его мнению, стала жертвой собственного успеха. dni.ru »

2018-02-15 08:10

Фото: vz.ru

Общество: Стратегическое будущее авианосцев ставится под вопрос

Поход авианосца Адмирал Кузнецов к берегам Сирии стал одним из самых заметных военных событий уходящего года. Однако российские военные не должны упускать из виду, что даже в Соединенных Штатах, для которых авианосцы являются важнейшим стратегическим инструментом, будущее кораблей подобного класса не выглядит очевидным. vz.ru »

2016-12-28 19:50

Фото: vz.ru

Общество: Поднять российский авиапром могут только инновации

Отечественному авиапрому не следует строить аналоги западных лайнеров, так на этом направлении отставание от конкурентов непреодолимо. Есть другой путь, несколько более рискованный: создавать инновационные машины, способные кардинально поднять экономичность, экологичность и комфорт авиаперевозок. vz.ru »

2016-03-22 08:02

Фото: vz.ru

Общество: Эксперты: Выход из Сирии подразумевает возможность быстро вернуться

C момента приказа Путина о выводе основной части российского военного контингента из Сирии страну покинули уже две группы боевых самолетов. Эвакуация производится быстро и слаженно. В связи с этим военные аналитики говорят, что Россия демонстрирует не только мобильность своих вооруженных сил при эвакуации, но и возможность столь же быстро вернуться, если потребуется. vz.ru »

2016-03-15 14:29

Фото: vz.ru

Общество: После операции в Сирии российские Су-35 стали нужны всем

Интерес иностранных военных к российским самолетам резко возрос. В этом году начнется поставка истребителей Су-35 Китаю по двухмиллиардному контракту, на очереди стоят другие страны. Эти самолеты в последние годы активно поставляются и российским военным, в связи с чем у экспертов возникает вопрос: хватит ли мощностей промышленности на обеспечение и собственных, и экспортных потребностей. vz.ru »

2016-01-15 15:50

Фото: vz.ru

Общество: Публикации о проблемах индийских Су-30 сочли неслучайными

В западных СМИ появились сообщения о проблемах с комплектующими у многофункциональных истребителей Су-30МКИ ВВС Индии, из-за которых почти половина парка самолетов находится в небоеготовом состоянии. vz.ru »

2015-12-22 14:36

Фото: vz.ru

Общество: Паралича авиасообщения в России удалось избежать

Основным акционером разорившейся авиакомпании Трансаэро был сын председателя Международного авиационного комитета (МАК) Татьяны Анодиной Александр Плешаков. Этим, судя по всему, и объясняется шокировавший авиационные власти и сообщество России демарш МАК, попытавшейся запретить эксплуатацию Боингов-737 в России. vz.ru »

2015-11-06 20:30

Фото: vz.ru

Общество: Болгария выдавливает Россию с рынка ремонта советской военной техники

Российская корпорация РСК МиГ возмущена планами Болгарии ремонтировать свои истребители советской постройки с помощью польских предприятий. Ситуация действительно возмутительная: российские правообладатели на оружие советского производства не допускаются к весьма крупному рынку по его ремонту и модернизации. vz.ru »

2015-10-16 17:35

Несостоявшаяся дуэль МиГ-29 и F-16

За последние несколько дней прозвучало сразу несколько обвинений Турции в отношении России касательно присутствия МиГ-29 на сирийско-турецкой границе. Отметим, что все они прозвучали при условии отсутствия каких-либо весомых доказательств. dni.ru »

2015-10-06 22:43

Фото: vz.ru

Общество: Норвегия пытается оправдать закупку проблемных американских истребителей

Крупнейшая в истории Норвегии закупка новейших и самых дорогих в мире американских истребителей F-35, оказывается, непосредственно связана с поведением России за последние месяцы. По крайней мере, об этом внезапно проговорилась глава Минобороны страны. vz.ru »

2015-09-22 22:10

Фото: dni.ru

Над Кремлем пролетели боевые самолеты

В Москве прошла первая репетиция воздушной части Парада Победы. С 12 аэродромов вылетели свыше 140 боевых самолетов и вертолетов. Отметим, что это практически вдвое больше, чем в прошлом году. "В едином воздушном строю на высоте 200 метров над Красной площадью пролетели самые современные самолеты и вертолеты Дальней, военно-транспортной, истребительной, бомбардировочной, штурмовой и армейской авиации", цитирует ТАСС официального представителя пресс-службы Минобороны России по ВВС полковника Игоря Климова. dni.ru »

2015-05-05 13:50

Авиация ищет в Баренцевом море субмарину

На севере России второй день после приведения в полную боевую готовность продолжают действовать отдельные соединения Западного военного округа и Воздушно-десантных войск, а также Северный флот. На маршруте развертывания морских сил противолодочная авиация в лице самолетов Ил-38 и вертолетов Ка-27 ищет подводные лодки. dni.ru »

2015-03-17 10:33

Фото: vz.ru

Общество: Россия впервые опередила США по выпуску боевых самолетов

Авиационная промышленность России увеличила производство военных самолетов c 69 в 2013 году до 95 в этом, что превышает показатели американских производителей, заявил представитель Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). vz.ru »

2014-12-16 14:32

В Крым перебросили истребители

Вооруженные силы России перебрасывают в Крым 14 истребителей для усиления обороноспособности региона. Среди них будут десять модернизированных Су-27СМ и четыре Су-30. Обе разновидности боевых летательных машин относятся к поколению 4+. dni.ru »

2014-11-26 12:39

Фото: vz.ru

Общество: Полеты российских самолетов над Европой беспокоят НАТО

Необычную активность российских ВВС над Европой отметили в НАТО. Генсек альянса Йенс Столтенберг заявил, что в этом году в учебных вылетах принимает участие втрое больше российских военных самолетов, чем раньше. vz.ru »

2014-10-30 19:23

Фото: vz.ru

Общество: Права на производство Ан-2 оказались даже не в Киеве

Минпромторг выяснил, кому принадлежат конструкторская документация и интеллектуальные права на легендарный самолет Ан-2. Это даже не Украина и не Польша, где самолет производился в советское время: правами на самолет владеет европейская корпорация Airbus Military. vz.ru »

2014-10-02 22:05

Фото: dni.ru

Российский десант высадился на Курилы

Десантно-штурмовые подразделения ВДВ на больших десантных кораблях высадились на необорудованные побережья Камчатки, Чукотки и один из островов Курильской гряды. Также экипажи самолетов и вертолетов Военно-воздушных сил России преодолели средства ПВО условного противника в Сибири и на Дальнем Востоке. dni.ru »

2014-09-18 09:18

Фото: vz.ru

Общество: Россия может возобновить производство МиГ-31

Истребитель-перехватчик МиГ-31, снятый с производства в 1994 году, надо начать выпускать заново, заявил вице-премьер Дмитрий Рогозин. Горячие споры о необходимости наращивать парк этих самолетов, которые все в один голос называют уникальными, идут уже не один год. vz.ru »

2014-08-10 09:47