Общество: Глава Центра образования им. Пинского Сергей Косарецкий: При запрете телефонов в школах уменьшается кибербуллинг

Что могут в данном случае учитель и школа? Как наказать нарушителя? Стоит ли ждать конфликта школы с родителями, вступившимися за ребенка? О главных проблемах, которые возникнут в школах после запрета использования в их стенах мобильных телефонов, газете ВЗГЛЯД рассказал директор Центра общего и дополнительного образования имени А.

Пинского Института образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий.

Государственная дума рассматривает законопроект о запрете использования мобильных телефонов на уроках в российских школах. При этом использование гаджетов на переменах под запрет не подпадает, впрочем, и об изъятии телефонов у школьников речь тоже не идет. Официально заявляется (в пояснительной записке к законопроекту), что мотивом нововведения служит «создание благоприятных условий для проведения педагогами учебных занятий». 16 ноября документ был принят в первом чтении.

О главных мотивах появления данного законопроекта и о том, в чем будут сложности при его реализации, газете ВЗГЛЯД рассказал директор Центра общего и дополнительного образования имени Анатолия Пинского Института образования Высшей школы экономики Сергей Косарецкий.

ВЗГЛЯД: Сергей Геннадьевич, чем, по вашему мнению, вызвано намерение запретить мобильники в школе?

Сергей Косарецкий: Я бы эту меру рассматривал не столько как средство борьбы со снижением мотивации школьников к учебе, сколько как предотвращение видеосъемок педагогов и выкладывания негатива в соцсетях.

ВЗГЛЯД: Но учителя жалуются и на то, что мобильные телефоны мешают детям учиться.

С. К. : Использование мобильников негативно влияет на вовлеченность ребенка в суть происходящего на уроке, на его внимание, на полноценное освоение содержания урока. Свободное использование телефона на занятиях отвлекает от самых интересных лекций даже студентов что уж говорить о скучных уроках, где педагог выступает как транслятор и не вовлекает ребят в игровые и проектные практики!

Впрочем, даже на интересном уроке, когда часть класса работать над проектным заданием, другая группа может быть погружена в цифровую среду телефона. Так что полагаю, что использование телефонов и в самом деле создает риски для успешности детей.

Другим важным основанием для регулирования использования мобильников в зарубежной практике считается кибербуллинг использование телефонов для травли ребят. Как подтверждают исследования, при запрете на использование телефонов в школе масштаб этой проблемы снижается.

ВЗГЛЯД: Но примут ли запрет на мобилы родители школьников?

С. К. : Думаю, что у родителей это не вызовет серьезных протестов. Единственный момент переживания, связанные с безопасностью ребенка, и возможность телефонного контроля. Возможно, здесь потребуются альтернативы порядки и правила, которые позволят родителям периодически связываться с ребенком.


Но в целом считаю, что многие семьи солидаризуются с учителями, исходя из рисков для дисциплины и качества образования. Тут важно аргументированно показать мамам и папам, что использование мобильных телефонов мешает ученому процессу их детей, не позволяет им получать качественные знания и как следствие переносит на семьи все расходы по компенсации этих потерь за счет найма репетиторов.

ВЗГЛЯД: Есть ли в отмене мобильных телефонов свои риски?

С. К. : Это точно не недоиспользование потенциала мобильных инструментов для образовательной деятельности. Конечно, есть учителя, которые стремятся работать с новейшими технологиями. Но педагогов, желающих использовать для этих целей телефоны, к сожалению, немного: у нас этому попросту не учат.

К слову сказать, последний отчет ЮНЕСКО свидетельствует, что проникновение цифровизации в школы разных стран пока никак не сказалось на повышении качества образования. Проблемой для учителей отказ школы от мобильников не станет и угрозы качеству образования не создает.

Реальные подводные камни, как мне кажется, связаны с другим: а именно с практикой выполнения принятых норм. Наши школа и учителя не имеют сегодня полномочий! Не то чтобы в школах не регулировались правила поведения и дисциплины, порядок жизни школьного сообщества, запреты на определенные действия и т. п. они есть повсюду. Но школы и учителя испытывают сложности с реализацией санкций за нарушения этих правил.

Причем не только применительно к некорректному использованию гаджетов, но и к более негативным поведенческим проявлениям. И это довольно острая проблема. Что могут в данном случае учитель и школа? Как наказать нарушителя? Вот тут-то и возникает конфликт школы с родителями, вступившимися за ребенка, а также возможность не выполнять эти правила.

ВЗГЛЯД: А действительно, как наказывать нарушителей запрета на мобилы на уроках?

С. К. : Пакет санкций, которым обладает школа, один из принципиальных вопросов. Может ли школа, к примеру, исключить ребенка, получит ли она поддержку руководства в случае возникновения судебных исков? Ответ очевиден: школа нуждается в защите и не моральной, а фактической!

Мало предоставить ей право запрета. Необходимо еще и показать, что государство возьмет на себя ответственность за последствия санкционных действий, за взаимодействие с родителями и с судами. Здесь, как мне кажется, и кроются главные риски, связанные с реализацией этих норм.

ВЗГЛЯД: Но как конкретно реализовывать запрет на мобильники? Изымать их при входе в школу? Глушить сигнал?

С. К. : С подобными практиками лично я не знаком. Но в любом случае считаю правильным вооружить школу рекомендациями по этому поводу. Даже если поначалу учительское сообщество воспримет запрет как позитивный сигнал, в дальнейшем оно, наверняка, столкнется с трудностями в его реализации.

Поэтому школе надо не только предоставить право на запреты, но и дать эффективные инструменты, процедуры, регламенты. Нужны нормативные документы, на основе которых запрет будет отражен в локальных актах.

Нужны инструкции, разъясняющие, как презентовать запрет детям; как осуществлять мониторинг; как действовать классному руководителю, учителю и другим специалистам в школе при нарушении введенных запретов. Все эти моменты в наших школах проработаны плохо! Есть лишь некоторые универсальные рекомендации. Но дальше всякий раз школа, учитель, управленцы сами на коленках что-то придумывают, исходя из своей компетенции.

И здесь более подготовленными могут оказаться родители. Обнаружив уязвимости в том, что делает школа и учитель, они могут оказаться более успешными в судебной практике. Поэтому повторюсь: очень важно, чтобы государство поддержало школу методически, правовой экспертизой и прецедентами победы школы в случае конфликта в суде. Очень важно, чтобы груз ответственности в меньшей степени лег на учителей: их надо максимально поддержать в этой работе.

ВЗГЛЯД: Не исключено, что школьники быстро научатся обходить запреты на мобильные средства связи.

С. К. : Думаю, такие попытки будут. Но мне кажется, что при правильной разъяснительной работе часть ребят, пусть и не сразу, все же смогут принять эти правила, убедившись в их разумности.

Сошлюсь на опыт регулирования этого вопроса во многих детских лагерях: там-то ведь эта норма работает! Начинается лагерная смена, и телефоны сдаются. Но вечером, в четко оговоренное время, дети связываются с родителями и рассказывают о своей жизни. В целом эта практика получает поддержку как родителей, так и детей, и этот опыт можно поизучать. Например, разобраться, какие конфликты возникали и какие аргументы находили педагоги для их разрешения. Тогда, как мне кажется, школа справится с этой задачей более успешно.

Теги:

мобильные телефоны

,

среднее образование

.

школа взгляд телефонов школы образования использование запрет сергей

2023-11-17 17:20

школа взгляд → Результатов: 2 / школа взгляд - фото


Фото: vz.ru

Общество: Александр Смирнов: Вы пройдите по школе это же нищета!

Вы пройдите по школе это же нищета! Наверно, ни одна московская обычная школа так жалко не выглядит изнутри. Большого ремонта никогда у нас не было, хотя школа сдана в конце 1980-х, заявил газете ВЗГЛЯД преподаватель главной художественной средней школы страны Александр Смирнов. vz.ru »

2016-04-28 19:10

Фото: vz.ru

Общество: Сергей Новиков: Школа резко изменится, но не из-за ЕГЭ

Динозавры вымрут, и придет молодежь, которой не у кого будет учиться. Резкая смена произойдет. Надо полагать, что и школа резко изменится, так объяснил руководитель находящейся на Камчатке Елизовской физико-математической школы Сергей Новиков основной вызов, с которым столкнется школа в ближайшем будущем. vz.ru »

2013-05-30 18:35