Общество: Фигуранта дела о гибели ХК "Локомотив" осудили и сразу амнистировали

Общество: Фигуранта дела о гибели ХК Локомотив осудили и сразу амнистировали
ФОТО: vz.ru

В ярославском суде в среду был оглашен приговор по делу об авиакатастрофе 2011 года, в которой погибли игроки местного ХК Ломокотив. На скамье подсудимых находился только один человек бывший замдиректора авиакомпании Як Сервис Вадим Тимофеев, позволявший летчикам летать, несмотря на их неподготовленность.

Фигуранта признали виновным, однако тут же амнистировали в честь 70-летия Победы.

Попал под амнистию

Ярославский районный суд в среду сначала приговорил, а затем сразу же амнистировал главного и единственного фигуранта по делу о гибели хоккейной команды «Локомотив».

«Суд приходит к мнению о доказанности вины Тимофеева в объеме, изложенном в обвинительном заключении», огласил приговор судья, передает РИА «Новости».

Бывший заместитель генерального директора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадим Тимофеев был признан виновным в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта (ч. 3 ст. 263 УК РФ).

Согласно приговору, Тимофеев должен был бы провести пять лет в колонии-поселении, однако сразу же стало известно, что он останется на свободе. «Освободить его от наказания в связи с амнистией, приуроченной к 70-летию Победы, и снять судимость», пояснил судья.

Сам Вадим Тимофеев уже намерен оспорить приговор и добиваться полного оправдания. Комментируя решение суда, он поблагодарил родственников погибших за поддержку (они просили не приговаривать его к реальному сроку): «Спасибо пострадавшим, что, пережив такое горе, их сердца не стали черствыми», сказал он, отметив, что родственники погибших всегда его поддерживали.

В свою очередь его адвокат Ольга Морозова заявила, что ее подзащитный должен был быть оправдан. «Сам факт признания вины мы будем обжаловать», отметила она.

Как указано в приговоре, Тимофеев, отвечавший за организацию летной работы авиакомпании, знал, что командир разбившегося впоследствии самолета не прошел необходимую квалификационную проверку, поэтому не мог осуществлять полет. «Это не позволило выявить ошибки его техники пилотирования», считает судья. Соответствующую проверку пилот должен проходить раз в год, а в начале карьеры раз в полгода.

В приговоре также процитированы показания одного из свидетелей о том, что сведения о полетах вносились специальной ручкой с корректором, таким образом, фамилию пилота можно было стереть и записать другого.

При этом судья, признавший Тимофеева виновным, исключил из приговора обвинение в том, что тот не организовал пилотам тренировки режима сваливания самолета. «Тренажер морально устарел: за 25 лет он ни разу не обновлялся. Ни один тренажер не позволяет отработать режим сваливания, а в жизни такая тренировка слишком опасна, можно подготовиться только теоретически», сказано в приговоре.

Судья также отклонил иски, заявленные владельцем самолета Центром имени Хруничева (на 17,6 млн рублей) и ХК «Локомотив» (на 3 млн рублей) за утраченные инвентарь и экипировку. Судья указал, что, во-первых, подсудимый ненадлежащий ответчик, а во-вторых, ответственность была застрахована.

Далеко идущие выводы следствия

Официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин также прокомментировал приговор. Его заявление размещено на сайте СК.

«Следствием и судом установлено, что Тимофеев, являясь в силу выполняемой работы и занимаемой должности лицом, обязанным соблюдать правила безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, отвечал за организацию летной работы, поддержание квалификации летного состава, повышение их профессионального уровня, организацию тренировок и квалификационных проверок пилотов. Кроме того, именно Тимофеев обладал правом допуска экипажей к полетам и правом отстранения в случае их ненадлежащей квалификации», сообщил представитель следствия.

По словам Маркина, для объективной оценки случившегося следствию понадобилось три года, в течение которых было проведено большое количество экспертиз, проанализированы тысячи страниц различных документов, допрошено несколько сотен свидетелей. «Результатом всего этого стало не только твердое утверждение в том, что причиной авиакатастрофы стали именно ошибки пилотов, но и то, что стояло за этими ошибками и послужило причиной их совершения. Следователи установили причинно-следственную связь между ошибками экипажа при эксплуатации судна и подготовкой этого экипажа, за которую отвечал именно Тимофеев», подчеркнул Маркин.

По словам представителя следствия, именно Тимофеев «закрывал глаза» на то, что члены экипажа Як-42 пропускали занятия по теоретической и практической подготовке, на которых и отрабатывались в том числе нештатные ситуации. Кроме того, обвиняемый «и до этой катастрофы допускал к полетам того же пилота, и ранее совершавшего ошибки при эксплуатации самолета, которые до поры до времени не становились трагическими».

«Именно Тимофеев должен был анализировать ошибки и делать определенные выводы либо отстранять пилота, либо работать над ошибками. Ничего этого сделано не было, и, допустив экипаж к полету 7 сентября 2011 года, по всей видимости, он так же, как и всегда, надеялся на авось», добавил Маркин.

«Но ведь авиация это не та сфера нашей жизни, где на это можно постоянно надеяться и рано или поздно не поплатиться за это. Именно отсутствие должной практики пилотирования подобного типа самолетов, растерянность и несогласованность действий экипажа, которые, кстати, тоже при должной подготовке не могли бы возникнуть, привели к тому, что нештатная ситуация оказалась трагической не только для самого экипажа, но и для всех пассажиров этого самолета», отметил официальный представитель СК.

Также Владимир Маркин назвал и первопричины «частых происшествий в нашей гражданской авиации». Он увидел их в несовершенстве законодательства. «Сегодня контрольно-надзорные полномочия соответствующих органов фактически отодвинуты на обочину, что не позволяет им эффективно проводить профилактическую работу в гражданской авиации. Нет и четких критериев оценки работы авиакомпаний. Ведь тот же «Як Сервис» проверялся за три месяца до катастрофы, и с формальной точки зрения не к чему было придраться. Все это говорит о том, что в настоящее время назрела необходимость совершенствования законодательства в этой сфере. И вот это уголовное дело, кстати, первое в российской следственной практике, когда перед судом предстало должностное лицо, находившееся в момент катастрофы на земле, полностью подтверждает этот вывод», заключил он.

Мнение адвоката

Как рассказал газете ВЗГЛЯД адвокат Игорь Трунов, представляющий на процессе по делу о гибели игроков ХК «Локомотив» сторону потерпевших, амнистия не оправдывает Тимофеева.

«Он по-прежнему виновен, суд признал, что он совершил правонарушение. Просто от наказания за это его освободила амнистия, отметил он. Я как представитель потерпевших согласен, что часть вины, наверное, есть на этом человеке, но авиакатастрофа это всегда комплексная проблема, а не отдельно взятое правонарушение отдельного лица. Самолет упал и из-за некачественной подготовки экипажа, и из-за запущенности ситуации внутри авиакомпании».

По мнению Трунова, «грешит неточностями и пробелами» и заключение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по катастрофе. «Мы не согласны с тем, что вину списали на сегодняшнего подсудимого и погибших летчиков. Есть ощущение, что суд назначил довольно-таки либеральное наказание для «стрелочника», который отделался легким испугом. Но у авиакомпании есть директор, есть владелец, не очень понятно, почему они не сидели рядом с Тимофеевым», отметил он.

Также адвокат признался, что у него есть сомнения в технической исправности самолета, на что суд не обратил внимания. «Один из двигателей, по всей видимости, отказал, и самолет начал заваливаться. Причем на этой высоте тормоза вообще не работают, так что версия следствия о том, что летчики неправильно жали на тормоза, на мой взгляд, не выдерживает никакой критики», заметил он.

В обжаловании нынешнего судебного решения Трунов пока не видит большого смысла, поскольку конкретно к Тимофееву у защиты потерпевших новых претензий нет.

Также юрист отметил, что снятие судимости с Тимофеева вслед за объявлением амнистии является не самой обычной практикой. «Снятие судимости это отдельная история, она снимается в зависимости от тяжести преступления. Каждая амнистия может оговаривать отдельные условия. Нынешняя амнистия одна из самых широких, охватывающая разные преступления. Судья поступил в соответствии с законодательством», отметил он.

При этом на реабилитацию Тимофеев пока не претендует. Если он согласится на амнистию, он по-прежнему будет оставаться виновным, но только амнистированным. Для реабилитации нужно, чтобы человек был невиновным и не признающим своей вины.

Суд да дело

Напомним, Тимофеев был единственным фигурантом громкого дела об авиакатастрофе, в которой погибли игроки ХК «Локомотив».

25 августа прокуратура попросила для него шесть лет колонии. В надзорном ведомстве считали, что он не организовал прохождение погибшим экипажем курсов повышения квалификации, из-за чего их действия были не согласованы. В частности, Як-42 не смог вовремя оторваться от полосы, так как пилоты непроизвольно жали на тормоз. При этом установить, кто именно из пилотов нажал на тормоз, так и не удалось.

Гособвинение считало несостоятельными все другие версии крушения, в том числе неправильную центровку груза. По версии обвиняемого, именно неправильная центровка стала одной из причин авиакатастрофы.

Эксперты Межгосударственного авиационного комитета отмечали, что катастрофа произошла из-за неумышленного нажатия на тормоза пилотами во время взлета. Самолет, проехав по взлетной полосе более 2,5 км, выкатился за ее пределы и, оторвавшись от земли, сбил курсовой маяк, после чего упал и загорелся.

Як-42 с хоккейной командой «Локомотив», направлявшейся из аэропорта Туношна Ярославской области в Белоруссию на матч с минским «Динамо», потерпел крушение 7 сентября 2011 года. На борту самолета находились 45 человек, в том числе 26 хоккеистов команды. После катастрофы выжил лишь инженер по эксплуатации Александр Сизов.

В октябре прошлого года Следственный комитет России заявил о завершении расследования дела о крушении самолета в отношении бывшего заместителя генерального директора по организации летной работы авиакомпании «Як Сервис» Вадима Тимофеева.

Теги:

авиакатастрофы, следствие, Ярославль, Як-42

Закладки:.

тимофеев самолета судья экипажа суд работы локомотив авиакомпании

2015-9-23 13:17