Общество: Еще две страны планируют создать истребитель пятого поколени

Общество: Еще две страны планируют создать истребитель пятого поколени
ФОТО: vz.ru

Западная Европа решила не оставаться в стороне от разработки одного из самых важных видов оружия будущего истребителя пятого поколения. Франция и Великобритания заявили о совместных планах по проектированию машины.

Техническая возможность у обеих стран для этого есть и у каждой из сторон есть свои резоны для создания такого альянса. Вслед за США, Россией и Китаем истребитель пятого поколения намерены создать Великобритания и Франция. Об этом объявила британская оборонно-промышленная группа BAE Systems, анонсировав совместную работу с французской Dassault Aviation по разработке истребителя пятого поколения Future Combat Air System (FCAS). На начало работы стороны выделяют 120 млн евро. Создание машины, по мнению специалистов, должно гарантировать Лондону и Парижу не только военно-техническую независимость от Вашингтона, но и долю мирового рынка авиационной техники следующего поколения. До последнего времени о подобных работах во Франции не было и речи.

Гонка технологий

Американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor уже активно эксплуатируется ВВС США. В настоящий момент он даже принимает участие в операции коалиционных войск против армии «Исламского государства» в Ираке. Его главный конкурент - российский ПАК ФА (Т-50) - активно проходит цикл испытаний и с 2016 года, как ожидается, начнет массово поступать в войска. Не отстает и Китай со своим J-20. И, хотя эту машину называют клоном американского легкого истребителя пятого поколения F-35 Lightning, тяжелого F-22 Raptor и сразу двух российских машин (Т-50 и не пошедшего в серию МиГ 1. 42), «китаец» - очень серьезный конкурент.

На пятое поколение замахнулись и куда мене маститые в военном авиапроме, но не менее амбициозные страны. Например, Япония с Mitsubishi ATD-X Shinshin или Индонезия, представившая на проходящей в Джакарте выставке вооружений и военной техники IndoDefence совместный с Южной Кореей проект истребителя IF-X Block I. Пусть и с натяжкой, но его можно также назвать самолетом пятого поколения, особенно если страны договорятся о развитии проекта и создании IF-X Block II. #{bigimage=844014}

Замахнувшаяся на столь масштабный проект компания Dassault Aviation производит истребители Rafale, которые в «Сухом» называют «хорошей машиной». Rafale уникален тем, что заменяет в вооруженных силах Франции сразу семь типов боевых самолетов: истребитель-бомбардировщик Jaguar, палубный штурмовик Super-Etendard, палубный истребитель Crusader, тактический истребитель Mirage F1, перехватчик Mirage 2000С, ударный самолет Mirage 2000N/D, евростратегический атомный бомбардировщик и разведчик Mirage IV. В перспективе Rafale первым из всех европейских истребителей получит и радар с активной фазированной антенной решеткой. Это вплотную приблизит его к истребителям пятого поколения. Впрочем, на этом серьезные достоинства французской машины заканчиваются. Rafale очень специфичен и дорог в обслуживании, требователен к местам базирования. Из-за этого Dassault Aviation не смогла продать его никому, кроме французских военных - за единственным исключением. Знаменитый контракт с Индией, где Rafale обошел российский Миг-35, может быть расторгнут: Париж отказался предоставить Дели технологии производства Rafale, что предусматривалось соглашением.

«Франция действительно в состоянии создать истребитель пятого поколения, - высказал свое мнение газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко. - Для Парижа это дело чести, если хотите, демонстрация технологической и военной независимости от США. Вашингтон буквально выкручивает руки своим союзникам, продвигая свой легкий истребитель пятого поколения F-35 Lightning».

Сложности конкуренции

«Мне кажется, что франко-британский альянс нежизнеспособен, - высказал свое мнение газете ВЗГЛЯД глава Центра АСТ Руслан Пухов. - Есть много примеров создания совместных предприятий в области разработки военной техники, но все они умирали. Например, французы планировали вместе с немцами создать основной европейский танк. В итоге Франция сконцентрировалась на «Леклерке», а Германия - на своем «Леопарде».

В случае с FCAS речь может идти скорее о политическом, чем техническом альянсе. У Парижа нет средств на самостоятельную разработку истребителя пятого поколения. К примеру, создание и производство F-22 обошлись США в $74 млрд. В то же время бремя расходов можно снизить, пригласив партнеров. Например, британскую Rolls-Royce, которая вместе с американской General Electric получила контракт Пентагона на создание альтернативного двигателя для F-35. На проект планировалось потратить не менее $2,47 млрд. Однако в последний момент американские военные решили ограничиться только одним двигателем F135 компании Pratt & Witney.

Заключая альянс, по всей видимости, французская сторона рассчитывает, что у Rolls-Royce есть наработки перспективного двигателя для FCAS. А это может сократить расходы на всю программу разработки перспективного истребителя вдвое.

Впрочем, Пухов напоминает, что в Европе уже существует оборонный альянс, занятый производством одного из конкурентов Rafale - истребителя Eurofighter Typhoon. Самолет разрабатывался и производится фирмой Eurofighter GmbH, созданной в 1986 году консорциумом итальянской Alenia Aeronautica, британской BAE Systems и европейской EADS. Самолет поставлен на вооружение ВВС Германии, Италии, Испании и Великобритании. Кроме того, Австрия заказала 15 истребителей Typhoon, Саудовская Аравия подписала контракт стоимостью 4,43 миллиарда фунтов стерлингов на поставку 72 самолетов. Забавно, но именно Rafale и истребитель Eurofighter Typhoon вышли в финал тендера индийского MMRCA на поставку 126 многофункциональных средних истребителей для ВВС Индии. Dassault Aviation должен заработать $10,4 млрд. Позволят ли конкуренты развернуться французам и в этот раз - большой вопрос.

Борьба поколений

Вступление Франции в гонку технологий пятого поколения - это еще и желание не упустить авиационный рынок. F-22, Т-50 не станут массовым товаром. Цена одного Raptor колеблется в районе $140 млн, российская машина будет не намного дешевле. Индия планирует закупать ПАК ФА по цене $100 млн за самолет.

Поэтому на первый план выйдут такие истребители, как F-35 Lightning - и, возможно, как раз новый французско-британский истребитель. По американским прогнозам, рынок легких истребителей пятого поколения оценивается в 2,5 тыс. машин, что действительно делает создание FCAS экономически перспективным.

Но главная проблема в том, что конкурировать французам придется не с американцами и русскими, а с целой армией молодых авиационных держав, строящих собственные легкие истребители пятого поколения: Китаем, Японией, Индонезией и Южной Кореей. Уже понятно, что китайские и индонезийские машины для ряда покупателей Африки и Ближнего Востока окажутся доступней французских.

На недавней выставке в Чжухае Пекин уже анонсировал свой ответ F-35 - боевой самолет следующего поколения J-31 и «Проект 310». По словам представителей авиастроительной компании AVIC, его разрабатывают «не для поставок на зарубежные рынки и конкуренции с F-35, а для ВВС КНР». Но верится в это с трудом. В последние годы Китай стал одним из главных игроков на оружейном рынке стран третьего мира - например, в Бангладеш, Ливане, Иране, Малайзии, Марокко, Нигерии, Шри-Ланке и Алжире - где успешно теснит не только западные компании, но и российские. Это значит, что будущий FCAS, скорее всего, останется не более чем личным достижением Франции в технологической гонке авиационных поколений.

Теги:

ВВС, истребители, армия и вооружение, военно-техническое сотрудничество

Закладки:.

поколения пятого истребитель rafale истребителя f-35 самолет fcas

2014-11-8 22:15

поколения пятого → Результатов: 8 / поколения пятого - фото


Фото: vz.ru

Общество: Американцы предложили Mitsubishi вместе освоить стелс-технологии

Японский концерн Mitsubishi получил предложение о всестороннем сотрудничестве от давнего партнера - американской Loockheed Martin. Речь идет о совместном создании истребителя-невидимки пятого поколения, который планируется поставить японским ВВС в течение 10 лет. vz.ru »

2016-10-15 13:56

Фото: vz.ru

Общество: Россия и Индия устранили разногласия по новому истребителю

Появляются новые подробности о стоящем десятки миллиардов долларов российско-индийском проекте по разработке истребителя пятого поколения. Выясняется, что Москва и Нью-Дели преодолели разногласия, существующие по этому поводу. vz.ru »

2014-09-17 08:46

Фото: vz.ru

Общество: Юрий Клишин: Это будет максимально бесшумный самолет

Для создания самолета шестого поколения нужно провести большое количество фундаментальных исследований. Уже на пятом поколении столько всего нового появилось, - рассказал газете ВЗГЛЯД бывший замглавкома ВВС по вооружениям, заслуженный военный летчик Юрий Клишин, комментируя новости о разработке отечественного беспилотного истребителя шестого поколения. vz.ru »

2013-08-26 19:54

Фото: vz.ru

Общество: Создан двигатель для самолета пятого поколения

Первые серийные образцы истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) будут оснащаться так называемым двигателем первого этапа, который уже создан, заявил гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян. vz.ru »

2013-06-18 22:15

Фото: vz.ru

Общество: "Российского шпиона" в США приговорили к 16 годам тюрьмы

Суд города Анкоридж штата Аляска приговорил военного полицейского Уильяма Миллэя, пытавшегося, по версии обвинения, продать секретные сведения о самолете F-22 российскому агенту. vz.ru »

2013-04-16 12:31