Общество: Есть ли у Константинополя право отобрать автокефалию у РПЦ

Общество: Есть ли у Константинополя право отобрать автокефалию у РПЦ
ФОТО: vz.ru

В Московской патриархии обеспокоились душевным здоровьем константинопольского архиепископа Иова. Тот пригрозил, что Фанар может отобрать у РПЦ автокефалию, выданную греками еще в 16 веке. Слова Иова ложь и историческая и каноническая.

Но сбрасывать со счетов заявление идеолога восточного папства было бы опасно. Чем может ответить Москва, если Фанар все-таки решится на этот безумный шаг?

В пятницу иерархи Константинопольского патриархата сделали очередной шаг к расколу мирового православия. Представитель Фанара при Всемирном совете церквей архиепископ Иов (Геча) заявил: РПЦ будет вынуждена отречься от своей автокефалии, если Московский патриархат сомневается в праве Константинополя предоставлять автокефалию. Ведь патриарший статус Русской церкви выдан в XVI веке Вселенским патриархом Иеремией, подчеркнул архиепископ.

Разумеется, очередная атака была связана с церковным хаосом на Украине. «С канонической точки зрения. . . сегодня на Украине УПЦ Московского патриархата больше не существует, объявил архиепископ Иов. Все архиереи теперь на Украине де-факто является архиереями Вселенского престола, и они теперь должны ждать директивы Вселенского патриархата относительно своего дальнейшего функционирования».

Подчеркнем, что в тот же самый день одна из крупнейших епархий УПЦ МП Харьковская, отказалась входить в «поместную украинскую церковь», сколачиваемую Константинополем по запросу киевских раскольников и Петра Порошенко. Епархия Харькова подтвердила свою верность Московскому патриархату. Ранее сообщалось, что такие заявления сделало духовенство Сумской, Днепропетровской, Полтавской, Запорожской, Одесской, Херсонской, Ровенской и Кировоградской епархий УПЦ Московского патриархата.

Но вернемся к заявлению представителя Константинополя при Всемирном совете церквей. Архиепископ Иов, в том числе, пригрозил: если прекращение евхаристического общения РПЦ и Константинополя «будет сохраняться в течение долгого времени, то конечно, Вселенский престол как первый престол вселенского православия будет вынужден принимать определенные меры».

В Московской патриархии отреагировали на эти слова довольно жестко, но подчеркнули Иов не выражает мнения всего Фанара. «Хочется рассчитывать, что. . . его мнение никак нельзя интерпретировать каким-то иным образом, чем его личным суждением. Это одно из мнений, одна из реплик», сказал газете ВЗГЛЯД пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла, священник Александр Волков.

«Относиться к заявлению архиепископа Иова надо как к несуразным, неадекватным, и не имеющим никакого отношения к реальности словам

отдельно взятого священнослужителя Константинопольского патриархата», добавил отец Александр.

Ранее пресс-секретарь патриарха Московского написал на своей странице в Facebook: «Звучат очень тревожные заявление архиепископа Иова. . . Мы серьезно обеспокоены состоянием его душевного и духовного здоровья. При необходимости мы готовы помочь собрату с лечением или с направлением его на обучение в одну из семинарий нашей Церкви».

Тем не менее, отметим, что Иов (Геча) не просто отдельно взятый клирик Фанара со своим частным мнением. Этот выходец из украинской диаспоры Канады доктор богословия, профессор института высших исследований в области православного богословия при Православном центре Константинопольского патриархата (Шамбези, Франция). Он же, заметим, профессор Парижского католического института.

С 2016 года Геча сопредседатель в совместной комиссии Фанара и Ватикана по православно-католическому диалогу, собеседник Папы Римского Франциска. Архиепископа Иова называют одним из тех, кто поддерживают еретические претензии патриарха Варфоломея на роль «восточного Папы». Такого мнения, например, придерживается доцент Свято-Тихоновского университета протоиерей Вадим Леонов.

Так что апелляцию Иова к событиям XVI века (когда на Руси было учреждено патриаршество), нельзя сбрасывать со счетов. Но не грешит ли Фанар против исторической правды? «Этот тезис Иова (Гечи) является и полностью абсурдным с точки зрения канонического права и с здравого смысла, сказал газете ВЗГЛЯД глава Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов. К моменту дарования патриаршего статуса РПЦ патриархом Иеремией II Русская церковь была частью Константинопольского патриархата. Но она была вынуждена провозгласить свою фактическую автокефалию из-за впадения Константинопольского патриархата в унию. Из этого никак не следует мнимое право Константинопольского патриархата признавать каких угодно раскольников в любом части земного шара».

История автокефалии Русской церкви фактически началась 1439 году тогда, накануне падения Второго Рима, константинопольский патриарх и восточные патриархи фактически изменили православию была подписана Флорентийская уния с католиками. Впоследствии уния была отвергнута всеми православными церквами, но Русская церковь сразу сказала «нет». Киевский митрополит-униат Исидор, ставший легатом Римского Папы, прибыл в Москву на правах католического епископа и попытался насадить унию за что был арестован и заключен в Чудов монастырь. В 1448 году собор русских епископов в Москве, без согласования с Константинополем, избрал епископа рязанского Иону митрополитом всея Руси. В начале следующего, XVI века, псковский старец Филофей сформулировал идею «Москвы Третьего Рима».

«Канонические нормы, касающиеся первенства Константинополя, относятся к его статусу как Второго Рима, столицы Восточно-Римской, Византийской империи. Но империи давно нет, на месте Константинополя возник Стамбул», заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД протоиерей Всеволод Чаплин, настоятель московского храма святого Феодора Студита у Никитских ворот, экс-глава Синодального отдела по взаимодействию церкви и общества.

В 1589 году Русь получила первого предстоятеля в ранге патриарха. Историческая ирония в том, что его церковное имя было Иов так же как и у современного константинопольского архиепископа, усомнившегося в праве Москвы на автокефалию.

Первый патриарх всея Руси получил свое достоинство не только от Константинопольского патриарха Иеремии, но и от глав всех восточных церквей. Так что неверен тезис митрополита Иова, сводящийся к формуле «сами дали сами и отберем».

«Логика, конечно, порочная но она известна. Если Константинополь решил, что он вправе отменить любые древние акты, и если он апеллирует к авторитету Вселенских Соборов, то точно также сейчас можно собрать Вселенский Собор и без Константинопольского патриархата», отмечает протоиерей Всеволод Чаплин. Он полагает: если Фанар пойдет на «отзыв автокефалии», то есть решит лишить РПЦ статуса поместной церкви, то можно созвать Вселенский Собор без участия Фанара

«объявить Константинопольский патриархат еретической организацией».

«Фанар переписывает каноны, в частности, введя второбрачие духовенства, он пошел по пути ультраобновленченства. . . Патриарх Кирилл в прошлое воскресенье сказал, что Константинопольский патриархат перестает быть христианской церковью», отметил Чаплин.

Не нужно обязательно ставить новый Собор в зависимость от участия церквей, контролируемых греками (они сейчас контролируют шесть из четырнадцати признанных ими же поместных церквей), полагает собеседник. «Композиция этого Собора, который может предать Варфоломея и его компанию церковному суду, должна представлять не искусственную нынешнюю систему 14 или 15 поместных церквей, а большинство православного епископата и верующих», считает отец Всеволод. Отметим: всего православных христиан в мире около 220 млн человек, от 90 до 120 млн из них относятся к РПЦ. Около 8 млн относится к Сербской церкви, у которой традиционно неоднозначные отношения с Фанаром, и 6,5 млн к Болгарской церкви.

Авантюристическая политика Константинополя может ударить по самому Фанару, полагает религиовед Роман Силантьев. «Попытка переписать то, что сложилось много лет назад, выглядит поводом, собственно, переписать еще более старые договоренности, в которых прописана особая роль Константинополя, сказал Силантьев газете ВЗГЛЯД. Если отменяют трехсотлетней давности документы, чего бы не отменить документы тысячелетней давности? Это можно сделать просто вопросом большинства. У кого больше православных? У РПЦ. Обычным большинством голосов решить этот вопрос нормальная ситуация».

Теги:

православие, Украина, церковь, РПЦ, церковный раскол, раскол православия

.

патриархата константинопольского рпц иова константинополя церкви иов церквей

2018-11-2 21:00