Более ста священников Александрийского патриархата перешли с приходами и паствой в РПЦ. Так они выразили несогласие с действиями своего патриарха Феодора, признавшего неканоническую церковь Украины.
По прогнозам, в будущем исход служителей из Александрийского патриархата продолжится. Это означает не только переход православных Африки в РПЦ, но и утрату могущества Константинопольского патриархата.
Более 100 священнослужителей Александрийской православной церкви перешли в юрисдикцию Московского патриархата вместе со своими приходами и паствой, заявил в четверг патриарший экзарх Африки митрополит Клинский Леонид (Горбачев). По его словам, «это только начало», но это уже «серьезный процент от общего числа клириков». «Некоторые из них ожидают этого с 2019 года. Мы предполагаем увеличение числа обращений», отметил митрополит.
Он не исключил, что о желании перейти в лоно Русской православной церкви заявят и епископы Александрийского патриархата. «Мы не исключаем расширения структуры Экзархата при необходимости. Вопрос о возможности образования иных епархий и назначения на кафедры архиереев, как из числа русского, так и из числа африканского духовенства, может быть представлен на рассмотрение Священному синоду», сказал митрополит.
Накануне спикер РПЦ Владимир Легойда сообщил в своем телеграм-канале, что Священный Синод Русской православной церкви постановил принять в нее более ста священнослужителей Александрийского патриархата, не согласных с созданием так называемой новой церкви Украины (ПЦУ). Заседание состоялось в резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарший экзархат Африки Русской Православной Церкви (в составе Северо-Африканской и Южно-Африканской епархий) возглавил митрополит Клинский Леонид.
Вопрос о принятии священнослужителей Александрийского патриархата рассматривался на Синоде в сентябре этого года. Поводом стало сослужение Александрийского патриарха Феодора с главой неканонической церкви Украины Епифанием Думенко 13 августа на турецком острове Имврос. Тогда Синод отметил, что сослужение патриарха Феодора II с «главой раскольнической структуры, действующей на Украине», еще больше углубляет раскол между Русской и Александрийской церквами. Когда Александрийский Патриархат в лице своих греческих архиереев признал ПЦУ, РПЦ разорвала общение с Александрией, однако более сотни африканских приходов выразили несогласие с решением Александрийского Патриархата о признании украинских раскольников и попросились под омофор Московского Патриархата.
Александрийский патриарх «второй по чести» после Константинопольского среди предстоятелей поместных Православных церквей мира. В молодости он учился в Одесском университете, а позже, с 1985 по 1990 годы, был настоятелем Александрийского подворья в Одессе. Долгое время был известен как ярый защитник канонического православия на Украине.
В 2018 году, вскоре после того, как Константинопольский патриарх признал украинский раскол, Феодор II совершил визит в Одессу, чтобы выразить солидарность с канонической Церковью этой страны, и пообещал ей свою поддержку на международном уровне. Однако год спустя он все же заявил о признании неканонической церкви Украины, с чем не согласились многие пастыри Александрийского патриархата. А в конце ноября Феодор назвал главу ПЦУ «желанным братом».
В интервью радиостанции «Вести FM» митрополит Леонид заявил, что решение Священного синода Русской православной церкви об образовании Патриаршего экзархата Африки является окончательным, и «никаких отходов назад не будет». «Конечно, мы не свернем, мы не свернем уже ниоткуда. Туда, куда мы заходим, мы ниоткуда выходить не будем. . . На африканском направлении никаких отходов назад не будет, мы будем только укрепляться и расширяться», заверил митрополит.
Если в позиции признавшего украинских раскольников Александрийского патриарха Феодора или Александрийской патриархии и произойдут какие-то изменения, то
в Русской православной церкви будут «разговаривать только с позиции того, что у нас уже есть, никто отдавать ничего обратно уже не будет»,
добавил он.
В составе экзархата были основаны две епархии: Северо-Африканская, глава которой будет носить титул «Каирский и Северо-Африканский», и Южно-Африканская, которую возглавит архиерей с титулом «Йоханнесбургский и Южно-Африканский». В Йоханнесбурге с 1999 года действует приход Русской православной церкви. Храмовый комплекс включает, помимо храма, несколько дополнительных помещений для приходских нужд. «Это полноценная материальная база для создания там епархиального центра с кафедральным собором», заявил отец Леонид. По словам митрополита, Храм Всех святых на Кулишках в Москве станет административным центром Патриаршего экзархата Африки.
Митрополит Леонид считает также, что в ближайшее время в юрисдикцию Московского патриархата перейдет еще сто священнослужителей Александрийской церкви. «У нас планов очень много, и, с божьей помощью, они будут объемно развиваться, поддержка у нас есть. Нам пишут сотни и тысячи людей с пожеланиями скорейшей встречи на Африканском континенте», сказал он.
Зампред синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Вахтанг Кипшидзе назвал основной причиной перехода желание священников Александрийской церкви «находиться в канонической связи с Русской православной церковью». «Это является реакцией на признание патриархом Федором украинских раскольников», подчеркнул Кипшидзе.
Директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС), религиовед Роман Силантьев добавляет, что проблемы с Александрийским патриархатом начались после гибели в сентябре 2004 года всей делегации этой церкви, направлявшейся на Святую Гору Афон на военном вертолете, который потерпел крушение. «После этого к власти пришли те, кто даже технически не рассматривался в качестве первых лиц.
Кадровый резерв небольшой, а гибель патриарха и его ближайших сподвижников сильно подкосила церковь и привела к полной зависимости от Константинополя.
А до этого у них была в большей степени независимая политика», напомнил Силантьев.
Эксперт отметил, что приходы Александрийской церкви существуют в разных странах, есть целые народы, принявшие православие, например, в Кении. «Из коренного негритянского населения православных сотни тысяч», подчеркнул собеседник.
Переход свидетельствует о том, что отношения Константинополя портятся с другими церквями, говорит он. «Константинополь расширил конфликт между двумя церквями на гораздо большее количество, им пришлось выбрать, на чьей они стороне. Во всяком случае, это не намек, а прямое указание на то, что Русская православная церковь будет отвечать на подобные вещи. Уже были созданы приходы РПЦ в Турции, в Африке и при необходимости их создадут в других местах», заявил Силантьев.
Теги:
религия
,
церковь
,
РПЦ
. vz.ru
2021-12-30 22:00