В Казахстане отмечают традиционный Новый год

В Казахстане отмечают традиционный Новый год
ФОТО: dni.ru

Он называется здесь Наурыз мейрамы. По восточному календарю 21 марта – начало нового года, а также день весеннего равноденствия. Для казахов этот праздник является символом весеннего возрождения природы, торжества обновления, любви, плодородия и дружбы.

По восточному летоисчислению Наурыз соответствует иранскому

Новому году (Навруз). Празднование Наурыза не связано с религией, он появился

на просторах Евразии в доисламскую эпоху. Праздник имеет языческие корни, его

первое упоминание можно найти у античных авторов. Несмотря на древность, день

весеннего равноденствия не только сохранился в памяти народа, но и приобретал

новые философский и духовный смысл.

В далеком прошлом казахи называли Наурыз "Великим днем

улуса" – народа. Среди людей повелось: чем щедрее будет отмечен праздник

Наурыз, тем благополучнее пройдет следующий год. Накануне весеннего

равноденствия люди расплачивались с долгами, приводили в порядок жилье,

мирились те, кто находился в ссоре. Как утверждали старики, когда Наурыз входит

в дом, все болезни и неудачи должны обходить его стороной.

По древним сказаниям казахов, накануне Наурыза, днем и ночью

по земле ходит старик Қыдыр Ата, белобородый старик, одетый в белые одежды. Он

может явиться в семью в виде гостя или путника, и если в этой семье были трудности,

болезни или несчастья, он забирал их, давая взамен благополучие и счастье.

Посему повелось, что казахи всегда радушно встречают даже незнакомых гостей -

вдруг это Кыдыр Ата.

Наурыз олицетворяет не только весеннее обновление, но и

победу сил добра над силами зла, света над тьмой. Наступлению Наурыза предшествуют

пять дней мертвого сезона. Именно в эти дни вселенная содрогается от битвы сил

добра и зла. В это время не следует начинать новое дело, отправляться в дальнюю

дорогу или предпринимать ответственное решение. Другое название этих дней –

"бес конак" – пять гостей. Существует древнее сказание, что в мертвый

сезон пять купцов, несмотря на увещевания близких, отправились в пути и сгинули

бесследно.

По прошествии пяти дней силы добра и света побеждают, и на

рассвете с неба проливается "нур" – божественный свет. Казахи

стремятся получить как можно больше "нур", поэтому открывают все

емкости, которые есть в доме: сундуки, казаны, посуду, чтобы запастись им как

можно больше.

Празднование Наурыза всегда начиналось традиционной встречей

рассвета. Встречая рассвет, все взрослое население, молодежь и дети, взяв в руки

лопаты, кетмени, собирались в условленном месте у родника или арыка и

производили его расчистку. Затем все вместе под руководством почтенных стариков

производили посадку деревьев. При этом по установившейся традиции произносились

слова: "Пусть останется в памяти от человека дерево, нежели стадо",

"Срубил одно дерево – посади десять!".

После исполнения ритуальных мероприятий три человека в

образе жыршы – зазывалы или глашатая – обходили все улицы, площади, дворы и

звали всех на праздник. Они одевались в яркие, праздничные костюмы. Ими могли

быть персонажи казахских сказок. После этого начиналось праздничное

представление. Люди веселились, поздравляли друг друга с наступлением Нового

года, желали друг другу добра, пели песни, которые издавна были сложены

специально для этого праздника – Наурыз жыр, устраивали шуточную борьбу мужчины

с женщиной, состязания в скороговорках – жанылтпаш, отгадывании загадок -

жумбак.

.

наурыз наурыза праздник весеннего добра равноденствия казахи

2017-3-22 19:42