Что такое классическое образование? В современном российском обществе найдется не так много людей, кто сможет с ходу ответить на этот вопрос. Большинство обывателей лишь удивленно вскинут брови или поморщат лоб, силясь дать определение.
А ведь 100 лет назад в России попросту не существовало иных
видов школы, была только одна – та, которую сейчас и называют классической.
"Классическое образование – школа развития. Оно
противостоит утилитарной школе, претендующей на обучение тому, что пригодится
для жизни, – рассказал Дням. Ру руководитель магистратуры "История и культура
античности" Университета Дмитрия Пожарского Алексей Любжин. – Исходя из анализа
деятельности ребенка на занятиях, оно признало наиболее пригодными для своих
целей три предмета: древнегреческий, латинский язык и математику".
Современное российское общество лишено серьезной традиции, она прервалась после революции 1917 года. Вместе со
сменой власти пошел уклон в сторону утилитарной школы, первая ступень которой доступна
даже необразованному человеку.
В настоящее время, отметил Любжин, спрос на классическое
образование невелик. Не предвидится и значительный рост интереса к нему в
обозримой перспективе.
"Соответственно и семья, выбирающая его для своего
ребенка, скорее всего, будет относиться к интеллигенции с дореволюционными
корнями (либо испытывать влияние людей этого круга), с добавлением некоторого
количества чудаков", – считает ученый.
В условиях рынка, как известно, спрос рождает предложение.
Поэтому в современной России распространение классического образования незначительно.
Так, в Петербурге, по словам Алексея Любжина, есть классическая гимназия №610 с
значительным количеством уроков по древним языкам. "В Москве школ с такими
программами нет, но есть примерно десяток учебных заведений, где эти языки
(преимущественно латынь) играют заметную роль, – рассказал он. – За пределами
столиц такие школы встречаются, но очень редко".
Что касается сферы высшего образования, то здесь
распространение классического образования также невелико: лишь две
немноголюдных кафедры в Москве, одна в Петербурге и одна в Петрозаводске. "Древние
языки преподаются и на кафедрах древней истории (их значительно больше, чем
чисто филологических), – отметил ученый, – Все остальное к классическому
образованию отношения не имеет".
Использовать классическую модель для исправления ситуации и
необходимо, и невозможно, констатировал Алексей Любжин.
"С одной стороны,
этому препятствует недостаток кадров, с другой – низкий уровень понимания
образовательной проблематики как в обществе, так и среди принимающих решения", – сказал он.
По мнению ученого, роль школ развития сейчас играют
преимущественно математические школы. "Однако не в рамках личной судьбы
ученика, а в рамках образовательной системы они дают однобокое развитие",
– заключил он. Классическое образование основано на изучении древних языков и
литературы. Оно противопоставляется современной школе, направленной на усвоение
точных и естественных наук.
. dni.ru2016-8-11 13:27